Методический материал "Создание школьной газеты"

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 177 г. Минска» 
 Методический материал «Создание школьной газеты"
 Автор работы: руководитель объединения по интересам «Юный журналист» 
 Дьяченко Елизавета Александровна 

 Аннотация: Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика». 
 Создание школьной газеты – один из способов повышения позна- вательной и творческой активности обучающихся и одновременно результат проектной деятельности школьников. 
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера школьной газеты. 
 Работа содержит методические рекомендации по созданию газеты, разработку занятия и презентацию газеты. 
 Основная часть: В рамках программы «Юный журналист» наше объединение по интересам реализует проект «Газета в наших руках» 
Цель: Освещение школьных событий, раскрытие способностей учащихся, а также демонстрация технических возможностей информационных технологий в образовании. 
Задачи школьной газеты: -освещение школьной жизни -повышение интереса к общественной жизни, района, страны -реализация гражданско-патриотического воспитания -повышение интереса к учебной деятельности 
 Предполагаемый результат: В ходе реализации данного материала идет вовлечение учащихся в различные формы деятельности. Привлечение к участию и работе в СМИ.
 Подготовка и редактирование собранного материала. 
Компьютерный набор и работа в Microsoft Word&А так же проба учащихся в роли интервьюера. Процесс создания газеты творческий и интересный процесс: 
Он включает в себя следующие этапы работы: -создание редколлегии. -выбор интервьюеров и шеф-редактора газеты -распределение обязанностей -определение названия и стиля газеты -работа над выпуском школьной газеты -презентация готового материала 
В ходе работы были определены основные обязанности членов газеты:
 «Группа интервьюеров»-берут интервью у учащихся и педагогов нашей школы 
 «Творческая группа»-рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях 
Группа- «Проба пера»-создает литературные страницы с публикацией стихов и творческих работ учащихся Рубрики нашей газеты: -талантливые учащиеся нашей школы -творческая страница -Литературная страница 
-Наши достижения 
-Выдающиеся учащиеся нашей школы
 -Интервью 
-Поздравления учащихся и педагогов 
-Встреча с интересным человеком 
 -Спорт и здоровье 
Отчетом о проделанной работе является выпуск очередного выпуска газеты «Классный вестник». Приложение 1 
Электронная версия газеты размещена на сайте школы http://sch177.minsk.edu.by/ и на нашем телегам канале https://t.me/school177g.
 В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным. 
Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ. 
Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся. 
Юные журналисты постоянно пополняют необходимый уровень умений и навыков, составляющих коммуникативную и информационную компетенции: овладевают устной речью, приемами оформления текста ( созданием текстовых документов, правилами подачи информации в презентации).
 Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы. 
Пользуются в работе способами работы с информацией: поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически относятся к получаемой информации, учатся выделять главное, оценивать степень достоверности. 
Сегодня в редколлегии работают 12 человек из разных классов. 
Ребята под моим руководством ежемесячно выпускают школьной газету «Классный вестник» - это, можно сказать, энциклопедия школьной жизни. 
 Все выпуски опубликованы на сайте школы а в печатном варианте располагаются на стенде на 1 этаже. Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, Adobe PhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики. 
Первые классные газеты мы начали создавать ещё в 2020 году. Газета освещала жизнь школы, источником информации о ней. 
 Выводы: Создание школьной газеты – повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников. В процессе работы над газетой у учащихся развиваются эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы; умение общаться с людьми, подростки учатся быть объективными, они приобретают начальные профессиональные навыки журналиста, фотокорреспондента, корректора, редактора, дизайнера. 
Заключение :Таким образом, грамотно спланированная и реализованная в жизнь система работы по созданию школьной газеты воспитывает ответственность, коммуникабельность, умение логично и красноречиво излагать свои мысли, формирует навыки работы в коллективе. Учащиеся, принимающие активное участие в создании газеты, занимают и активную жизненную позицию, являются конкурентоспособными в условиях современного общества. Отмечается личностный рост членов кружка. 
Они активные участники всевозможных конкурсов. Работа по созданию школьной газеты способствует также профессиональному самоопределению учащихся. Каждый год юнкоров нашей газеты приглашают в качестве волонтёров.Они фотографируют, берут интервью, снимают и монтируют видео, пишут заметки, репортажи, которые потом публикуют в школьной газете. Практикум : «Что такое школьная газета ее цели» 
 Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты. 
Задачи: развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры. 
Оборудование и материалы: подшивки газет, названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры. 
Организационно-подготовительный этап Конструирующий этап: 
1. Основной: Учитель: Ребята, вы знаете что такое школьная газета ? Как ее создавать? Учитель: Тема нашего сегодняшнего занятия: «Как создать школьную газету?». 
Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать при создании школьной газеты? 
Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.) 
Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие. Чтобы выпустить газету необходимо: 1) Определить участников : а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу; б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива; 
 2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска: - кто возьмется за интервью; - другому поручат собрать материал об интересном деле; - третий согласится оформлять и т.д.
 3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты: а) придумать название в) придумать рубрики в газете; б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление; в) сделать макет газеты; 
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты? 
Учащиеся отвечают: Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций. 
Учитель : Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим номер нашей школьной газеты. 
Команда,вытянувшая зеленые полоски придумывает название газеты. 
Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется? 
Учащиеся отвечают В журналистских кругах это называется шапка. 
Шапка – это «лицо» газеты, верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, периодичность, эмблему, возможен девиз и т.д. 
Каким может быть заголовок: • Одно емкое слово; • Строчка из песни; • Строчка из стихотворения; • Вопрос; • Крылатое выражение; • Пословица, поговорка; • Призыв, восклицание и т.д.
 Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете 
Педагог: Команда,которая вытянула красные полоски определяет название рубрик для газеты. В газете несколько рубрик может быть постоянными, а остальные сменяться в зависимости от событий и тем для выпуска.
 Рубрики в газете: • Постоянные: колонка редактора шеф -редактора, литературная страница, творческая страница. • Сменяющиеся: интервью, встреча с интересным человеком, спорт и здоровье. •
 Учитель: Определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными. 
Помимо этого стоит отметить, что команда «желтых», отбирая определенные рубрики, занимается процессом редактирования номера вообще, так как отбрасывает ненужные рубрики, а вместе с тем и ненужные темы для данного сборника. 
Учитель: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными. Учащиеся: отвечают, задают вопросы. 
Учитель: Итак, команда «зеленых» определяет состав редакции газеты и распределяет обязанности участников. 2) Систематизированный 
Учитель: Итак, попросим команду «красных» озвучить нам название, показать эмблему и дать обоснование своему выбору. (идет обсуждение названия) Молодцы, ребята, можете прикрепить название к макету газеты. 
Теперь попросим команду «красных» озвучить нам выбранные рубрики. 
И сказать: почему для этого номера газеты они остановили свой выбор на этих рубриках. Прикрепите их на макете нашей газеты. 
И, наконец, попросим команду «зеленых» озвучить состав редколлегии. 
3) Контрольный: Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр. 
Учащиеся отвечают Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит интересный, оперативный, общественно значимый факт. 
Искусство написания заметки: Состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?.
 Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты. Параллельно к заметкам подбираются картинки и иллюстрации, которые тоже приклеиваются к макету. 
III. Итоговый 1) Аналитический: Учитель и обучающиеся анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия. Работа над содержанием и оформлением газеты: а) придумать название ; в) придумать рубрики в газете; б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление; 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О. Александрова // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 60 – 65. Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Н. Ш. Галлямова //Русский язык в школе. - 2008. - N 7. - С. 22 - 25. Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.— М.: Международные отношения, 1993. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990. в) сделать макет газеты; Итоговая рефлексия: -Насколько полезно было для Вас занятие? -Что было интересно? -Какие виды работ Вам показались трудными? Молодцы !Занятие окончено!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР