Методический материал "Создание школьной газеты"
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 177
г. Минска»
Методический материал
«Создание школьной газеты"
Автор работы: руководитель объединения по интересам «Юный журналист»
Дьяченко Елизавета Александровна
Аннотация: Данная разработка будет полезна для педагогов дополнительного образования, занимающихся по программе «Журналистика».
Создание школьной газеты – один из способов повышения позна- вательной и творческой активности обучающихся и одновременно результат проектной деятельности школьников.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера школьной газеты.
Работа содержит методические рекомендации по созданию газеты, разработку занятия и презентацию газеты.
Основная часть:
В рамках программы «Юный журналист» наше объединение по интересам реализует проект «Газета в наших руках»
Цель:
Освещение школьных событий, раскрытие способностей учащихся, а также демонстрация технических возможностей информационных технологий в образовании.
Задачи школьной газеты:
-освещение школьной жизни
-повышение интереса к общественной жизни, района, страны
-реализация гражданско-патриотического воспитания
-повышение интереса к учебной деятельности
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного материала идет вовлечение учащихся в различные формы деятельности. Привлечение к участию и работе в СМИ.
Подготовка и редактирование собранного материала.
Компьютерный набор и работа в Microsoft Word&А так же проба учащихся в роли интервьюера.
Процесс создания газеты творческий и интересный процесс:
Он включает в себя следующие этапы работы:
-создание редколлегии.
-выбор интервьюеров и шеф-редактора газеты
-распределение обязанностей
-определение названия и стиля газеты
-работа над выпуском школьной газеты
-презентация готового материала
В ходе работы были определены основные обязанности членов газеты:
«Группа интервьюеров»-берут интервью у учащихся и педагогов нашей школы
«Творческая группа»-рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях
Группа- «Проба пера»-создает литературные страницы с публикацией стихов и творческих работ учащихся
Рубрики нашей газеты:
-талантливые учащиеся нашей школы
-творческая страница
-Литературная страница
-Наши достижения
-Выдающиеся учащиеся нашей школы
-Интервью
-Поздравления учащихся и педагогов
-Встреча с интересным человеком
-Спорт и здоровье
Отчетом о проделанной работе является выпуск очередного выпуска газеты «Классный вестник». Приложение 1
Электронная версия газеты размещена на сайте школы http://sch177.minsk.edu.by/ и на нашем телегам канале https://t.me/school177g.
В каждый номер мы пытаемся вложить частичку своей души и тем самым сделать его познавательным, интересным и развлекательным.
Таким образом, общешкольная газета – еще и способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ.
Реализация данной программы позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся.
Юные журналисты постоянно пополняют необходимый уровень умений и навыков, составляющих коммуникативную и информационную компетенции: овладевают устной речью, приемами оформления текста ( созданием текстовых документов, правилами подачи информации в презентации).
Эффективно работают в группе, ищут и находят компромиссы.
Пользуются в работе способами работы с информацией: поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом и отбором информации; техническими навыками сохранения, удаления, копирования и преобразования информации. Критически относятся к получаемой информации, учатся выделять главное, оценивать степень достоверности.
Сегодня в редколлегии работают 12 человек из разных классов.
Ребята под моим руководством ежемесячно выпускают школьной газету «Классный вестник» - это, можно сказать, энциклопедия школьной жизни.
Все выпуски опубликованы на сайте школы а в печатном варианте располагаются на стенде на 1 этаже.
Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы Acrobat Reader, Adobe
PhotoShop, Corel Draw, Abode Page Marker, глубже изучить основы журналистики.
Первые классные газеты мы начали создавать ещё в 2020 году. Газета освещала жизнь школы, источником информации о ней.
Выводы:
Создание школьной газеты – повышения познавательной и творческой активности ребят и одновременно результат проектной деятельности школьников.
В процессе работы над газетой у учащихся развиваются эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы; умение общаться с людьми, подростки учатся быть объективными, они приобретают начальные профессиональные навыки журналиста, фотокорреспондента, корректора, редактора, дизайнера.
Заключение :Таким образом, грамотно спланированная и реализованная в жизнь система работы по созданию школьной газеты воспитывает ответственность, коммуникабельность, умение логично и красноречиво излагать свои мысли, формирует навыки работы в коллективе. Учащиеся, принимающие активное участие в создании газеты, занимают и активную жизненную позицию, являются конкурентоспособными в условиях современного общества.
Отмечается личностный рост членов кружка.
Они активные участники всевозможных конкурсов. Работа по созданию школьной газеты способствует также профессиональному самоопределению учащихся. Каждый год юнкоров нашей газеты приглашают в качестве волонтёров.Они фотографируют, берут интервью, снимают и монтируют видео, пишут заметки, репортажи, которые потом публикуют в школьной газете.
Практикум : «Что такое школьная газета ее цели»
Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.
Задачи: развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.
Оборудование и материалы: подшивки газет, названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.
Организационно-подготовительный этап
Конструирующий этап:
1. Основной:
Учитель: Ребята, вы знаете что такое школьная газета ? Как ее создавать?
Учитель: Тема нашего сегодняшнего занятия: «Как создать школьную газету?».
Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать при создании школьной газеты?
Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.)
Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.
Чтобы выпустить газету необходимо:
1) Определить участников : а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу; б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива;
2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска: - кто возьмется за интервью; - другому поручат собрать материал об интересном деле; - третий согласится оформлять и т.д.
3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты;
Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?
Учащиеся отвечают:
Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций.
Учитель : Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим номер нашей школьной газеты.
Команда,вытянувшая зеленые полоски придумывает название газеты.
Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?
Учащиеся отвечают
В журналистских кругах это называется шапка.
Шапка – это «лицо» газеты, верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, периодичность, эмблему, возможен девиз и т.д.
Каким может быть заголовок:
• Одно емкое слово;
• Строчка из песни;
• Строчка из стихотворения;
• Вопрос;
• Крылатое выражение;
• Пословица, поговорка;
• Призыв, восклицание и т.д.
Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете
Педагог: Команда,которая вытянула красные полоски определяет название рубрик для газеты. В газете несколько рубрик может быть постоянными, а остальные сменяться в зависимости от событий и тем для выпуска.
Рубрики в газете:
• Постоянные: колонка редактора шеф -редактора, литературная страница, творческая страница.
• Сменяющиеся: интервью, встреча с интересным человеком, спорт и здоровье.
•
Учитель: Определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.
Помимо этого стоит отметить, что команда «желтых», отбирая определенные рубрики, занимается процессом редактирования номера вообще, так как отбрасывает ненужные рубрики, а вместе с тем и ненужные темы для данного сборника.
Учитель: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.
Учащиеся: отвечают, задают вопросы.
Учитель: Итак, команда «зеленых» определяет состав редакции газеты и распределяет обязанности участников.
2) Систематизированный
Учитель: Итак, попросим команду «красных» озвучить нам название, показать эмблему и дать обоснование своему выбору. (идет обсуждение названия) Молодцы, ребята, можете прикрепить название к макету газеты.
Теперь попросим команду «красных» озвучить нам выбранные рубрики.
И сказать: почему для этого номера газеты они остановили свой выбор на этих рубриках. Прикрепите их на макете нашей газеты.
И, наконец, попросим команду «зеленых» озвучить состав редколлегии.
3) Контрольный:
Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр.
Учащиеся отвечают
Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит интересный, оперативный, общественно значимый факт.
Искусство написания заметки:
Состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?.
Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов
Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты. Параллельно к заметкам подбираются картинки и иллюстрации, которые тоже приклеиваются к макету.
III. Итоговый
1) Аналитический:
Учитель и обучающиеся анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия.
Работа над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название ; в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку/ О. Александрова // Учитель в школе. - 2009. - N 4. - С. 60 – 65.
Галлямова Н. Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции/ Н. Ш. Галлямова //Русский язык в школе. - 2008. - N 7. - С. 22 - 25.
Голуб И. Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.— М.: Международные отношения, 1993.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7—8 кл.) / Сост. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.— М.: Просвещение, 1990.
в) сделать макет газеты;
Итоговая рефлексия:
-Насколько полезно было для Вас занятие?
-Что было интересно?
-Какие виды работ Вам показались трудными?
Молодцы !Занятие окончено!
Комментарии
Отправить комментарий