Развитие мелкой моторики у учащихся с ОПФР

    Сегодня мы поговорим с вами о мелкой моторике и о ее влиянии на развитии речи детей, познакомимся с нетрадиционными играми и материалами по развитию мелкой моторики. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Отставание в развитии тонкой моторики рук у учащихся с ОПФР препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности а также речи.


 Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОПФР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук.
  • Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
  • Тренировать тонкие движения пальцев рук.
  • Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
  • Развивать навыки ручной умелости. 

Методы и приёмы:

  • Доминирующий метод – игровой
  • Словесный (объяснение и рассказ)
  • Наглядный (показ, демонстрация)
  • Практический (совместный показ, рассказ учителя-дефектолога, игра) 

I. Комплекс «Пальчиковые игры»

 Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной. 

1)Пальчиковая гимнастика

 Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

 2)Игры-шнуровки:

  • Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. 
  • Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа».
  • Способствуют развитию речи.
  • Развивают усидчивость, внимание, терпение.
  • Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений. 

3)Пазлы и мозаика

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

 Мозаика – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

4)Работа с ножницами

. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. 

II. Комплекс «Использование элементов изодеятельности»

5) Пластилинография

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, Пластилинография, способствует развитию мелкой моторики и в свою очередь,   развитию речи… 

А так же можно подключать лепку из пластилина к изучению математики.

 6) Рисование

  Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте…

 А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие… 

7) Игры с прищепками

 Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике. 

8) Бумажные комочки

 Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами…Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу.  Так же можно мять, разглаживать комочки бумаги с рисунком и называть, что там изображено.  

 Мешочки с крупой

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук:

 • развивают мелкую моторику;

 • развивают внимание;

 • развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)              

 Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у учащихся с ОПФР способствует развитию речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР