ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ 

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания: 
  1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в чашке, ложка на чашке, ложка под чашкой), а также вопросы к ним: «Где ложка в чашке? Где ложка на чашке? Где ложка под чашкой?» Ребенок должен показать соответствующую картинку. 2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», т.д. 

 

Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА).

 На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе учителя ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит В пенале (на пенале, около)». 


 Игра «Правильно подними карточку». Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения. 

Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность: реализовать не только основную задачу (формирование предложно-падежных конструкций и пространственных представлений), но и помогать развивать речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на коррекционных занятиях.


 «Придумай предложение» Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам: Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на ). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например: Птица => ветка (Птица на ветке. Птица свила гнездо на ветке. Птица сидит на ветке и поёт и т.п.) Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог. 

Игра «Что в чём?» на тему: « Посуда» Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В). На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку. - В чём варят суп? - Суп варят в кастрюле. - В чем хранят соль? - Соль хранят в солонке. Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог. 
Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые составил Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»: Бабочка села … цветок. Дедушка лежит …диване. …грядке выросли огурцы. …подоконнике стоят красивые цветы. Дети играли… детской площадке. …окном растет куст шиповника. Ласточки свили гнездо…крышей. Мама хранила стиральный порошок… раковиной

  Игра « Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ). Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот. - «Мальчик положил мяч в коробку» - «Мальчик вынул мяч из коробки». - «Девочка налила воду в стакан». -.... - «Мама положила яблоки на стол». -.... - «Машина подъехала к дому». -.... - «Дедушка подошел к забору». -....

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР