ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи
рекомендуются такие задания:
1. Предлагаются картинки с различным пространственным
расположением предметов (ложка в чашке, ложка на чашке, ложка под
чашкой), а также вопросы к ним: «Где ложка в чашке? Где ложка на чашке?
Где ложка под чашкой?» Ребенок должен показать соответствующую
картинку.
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями
логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со
знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на
пенал», т.д.
Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА).
На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе учителя ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит В пенале (на пенале, около)».
Игра «Правильно подними карточку». Логопед называет словосочетания с предлогами (например, с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения. Каждая игра, упражнение должны нести коррекционную направленность: реализовать не только основную задачу (формирование предложно-падежных конструкций и пространственных представлений), но и помогать развивать речь, зрительные функции и другие задачи, которые ставятся на коррекционных занятиях.
«Придумай предложение»
Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по
двум опорным картинкам:
Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки,
соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким
словом» (например, на ). При составлении предложений полезно добиваться
их вариативности, например:
Птица => ветка
(Птица на ветке. Птица свила гнездо на ветке.
Птица сидит на ветке и поёт и т.п.)
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба
опорных слова, а также предлог.
Игра «Что в чём?» на тему: « Посуда»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с
предлогом В).
На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед
задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп?
- Суп варят в кастрюле.
- В чем хранят соль?
- Соль хранят в солонке.
Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный
предлог.
Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже
знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем
предлагает внимательно послушать предложения, которые составил
Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:
Бабочка села … цветок.
Дедушка лежит …диване.
…грядке выросли огурцы.
…подоконнике стоят красивые цветы.
Дети играли… детской площадке.
…окном растет куст шиповника.
Ласточки свили гнездо…крышей.
Мама хранила стиральный порошок… раковиной
Игра « Скажи наоборот»
(закрепление дифференциации предлогов, обозначающих
направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.
- «Мальчик положил мяч в коробку» - «Мальчик вынул мяч из коробки».
- «Девочка налила воду в стакан». -....
- «Мама положила яблоки на стол». -....
- «Машина подъехала к дому». -....
- «Дедушка подошел к забору». -....
Комментарии
Отправить комментарий