Артикуляционная гимнастика(общий комплекс)
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Выполняется в течение дня 3-5 раз: утром перед завтраком после зарядки, перед обедом, после сна и в другие режимные моменты. Рекомендации по проведению: артикуляционную гимнастику нужно проводить регулярно, поскольку лишь систематические тренировки приведут к устойчивому и видимому эффекту.
Результативность упражнений зависит от соблюдения взрослыми нескольких важных условий: - сначала необходимо рассказать ребенку о предстоящих упражнениях, затем продемонстрировать правильное выполнение, а уже потом непосредственно приступать к отработке;
- перед ребенком ставится зеркало, чтобы он смог наблюдать за позицией своего языка; - тренировку нужно проводить сидя, у детей прямая спина, тело расслаблено; - ребёнок должен выдерживать правильную позицию языка и губ на протяжении установленного времени (обычно на счёт от 5 до 15); - принуждением взрослые ничего не добьются, тренировка проводится с максимальной эмоциональностью, в игровой форме; - важно отслеживать точность и плавность выполнения каждого отдельного упражнения.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться для ребёнка в ежедневную пытку, поэтому проводить её следует максимально эмоционально, в развлекательной форме. Обязательно повторяйте и закрепляйте ранее пройденные упражнения, следуя важному правилу – из вновь вводимых игр лишь одна должна быть новой.
Артикуляцию можно считать усвоенной, если малыш произносит звук без ошибок, автоматически, то есть не нужен контроль взрослых. В начале учебного года упражнения артикуляционной гимнастики выполняются с использованием зеркала для того, чтобы ребенок запомнил правильное положение органов артикуляции. 2). В середине года при правильной постановке органов артикуляции при выполнении упражнений зеркало можно убрать, а в конце года, используя метод наглядного моделирования, использовать картинки-символы упражнений без зеркала в игровой форме: дети вытаскивают картинку и выполняют знакомое упражнение, другие могут отгадывать, какое это упражнение. Комплекс упражнений для шипящих звуков (Ч, Щ, Ж, Ш) Чтобы эти звуки произносились чётко и правильно, необходима достаточно тонкая работа язычка и губ: - язык приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним небольшую расщелину; - боковины язычка прижимаются к верхним молярам (коренные зубы); - губы вытягиваются, немного округлены; - тёплый поток воздуха направляется посередине язычка.
Помочь отработке этих положений артикуляционного аппарата могут следующие упражнения: - «Забор». Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает улыбку, пока взрослый считает до 10. - «Трубочка». Ребёнок смыкает губки и вытягивает их вперёд трубкой, удерживая под счёт до 5-10. - «Забор-трубочка». Предыдущие упражнения чередуются, каждое из них выполняется под счёт до 10. - «Наказываем непослушный язычок». Ребёнок приоткрывает рот, кладёт язычок на нижнюю губку и, пришлёпывая его, произносит слог пя-пя. Потом нужно расслабить язык и держать его в такой позиции, приоткрыв рот, на счёт от 5 до 10. - «Лопатка». Ребенок улыбается, приоткрывает рот, кладёт краешек язычка на нижнюю губку. Удерживать такое положение нужно, пока взрослый не досчитает до 10. - «Конфетка». Ребёнок кладёт кончик язычка на губу. Взрослый, в свою очередь, помещает на язык небольшой ломтик ириски. Задача ребенка – прикрепить конфету к участку нёба, расположенному непосредственно за верхними зубками. - «Гриб». Ребёнок улыбается, показывает зубки, немного приоткрывает рот и, «присосав» язычок к верхнему нёбу, полностью открывает ротовую полость. При этом язычок напоминает грибную шляпу, а уздечка – его ножку. - «Игра в мяч». Ребенок улыбается, кладёт передний краешек язычка на нижнюю губу, произносит «ф-ф-ф-ф-ф», сдувая небольшой кусочек ваты с места. - «Сладкое варенье». Ребенок немного приоткрывает рот и краешком язычка облизывает верхнюю губу. При этом язык двигается не вправо-влево, а вверх-вниз. - «Гармонь». Ребёнок улыбается, чуточку приоткрывает рот, «приклеивает» язычок к нёбу и пробует закрывать и приоткрывать рот. Связка при этом растягивается, словно гармошка. - «Сдувание». Ребёнок улыбается с открытым ртом, кладёт язычок на верхнюю губу следующим образом: его боковины прижимаются к губе, а середина образует своеобразный жёлоб. Воздушным потоком, идущим по желобку, нужно сдуть кусочек ватки, который предварительно кладут на нос. Комплекс упражнений для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц) Произнесение этих звуков требует от ребятишек координированных движений всех частей голосового аппарата: - губы растягиваются в улыбке; - нижняя челюсть немного опускается, чтобы образовался заборчик с щёлочкой; - краешек языка располагается за передними нижними зубами; - холодный воздух с силой продвигается по средней части языка.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Комментарии
Отправить комментарий