Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

1. Этапы работы над слоговой структурой слова

1.) Подготовительный этап этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном, а затем на вербальном материале.

Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальный инструментов - барабана, бубна, металлофона.
Предлагаются следующие виды заданий:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, карточке; 
- Сосчитать, сколько хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагать простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
-
Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка-символ «-») и коротких (барабан, бубен- символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: --++; ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. (Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике).
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки - ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…; +=+=…
Работа на вербальном материале:
         Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно - временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 

          В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко - слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуации с использованием, например, русской народной сказки «Репка» или сказки В. Сутеева «Теремок». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый - последний, начало – середина - конец, между – за – перед -после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т. д.).

         Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма - па, па - ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

2.1.2.Коррекционный этап

          Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. 
Детям предлагаются следующие задания:
Уровень гласных звуков
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИО ИУАО;
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; 
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
- Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог); 
- Упражнение с кольцами. «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со…;
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
- Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су; 
- Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со; со-са-со;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
- Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты;
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас; тса-аст;
- Беглое чтение слоговых таблиц с прямым и обратным слогами, слогами со стечением согласных;
- «Кто быстрее?»: в таблице записать слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
- Записать слоги различных типов под диктовку;
- Записать цепочку слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко - слогового анализа цепочки слогов;

- Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов. 
Уровень слова
При обработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слова ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы

в) переход к двухсложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двухсложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводят новые, еще не освоенные звуки. Главное – не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовка артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков – но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков ( мна - мно – мну – мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются

детьми по слогам. 
         На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как к части речи. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама – мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова – Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов); белка – белки (единственное и множественное число существительных ), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
          Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
           При отработке слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: передать слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко – слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. « Рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого – то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т. д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких двух слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. 
Варианты: 
- слова записаны неправильно;
- слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

13. Что изменилось в слове? Лис-лиса-лисица. 
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15.Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ-вниз; шил-сшил.

17. Назвать ласково: Оля – Оленька, Вова – Вовочка и т.д. (слоговой анализ слова).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан. 
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, параход. 
Объединить эти слова в две группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолёт, молоко, прямо, мороженное.
22. Уточнить правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы – Аня, оса, юла и т.д. (два слога, но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: Ма…, Ка…
2. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: лет са мо
3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
4. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
5. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот - … Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
6. Изменить по аналогии: дом – дома, лес - … (упражнение в словоизменении).Уточнить, изменилось ли количество слогов.
7. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…
8. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши, наша, Лара, шина, Паша. 
МА РА НА ША 
У ЛА ШИ ПА 
9. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши…, куби…
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна – насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов слов:
чайник + капуста = чайка
малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза)
… … … … … …
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог): рак, зима, ворота.
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный).
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр – ракета.
7. Закончи слово: ла…,ла…, ла…, ма…,ку…
8. Придумай слова к схемам:
КА-…(каша)
КА-…- (калина)
…-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на – ЧОК (каблучок, сверчок).
10.Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили плащ и босоножки.
11. Придумай слова, соответствующие ритмическому рисунку:

  1. !; !!; !!!; !!!!;
  2. !; !!!!!; !!!; !!!.
    12. Придумай чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …
    13. Подобрать рифму к словам: мак – гамак; зайка - …
    14.Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство, парик, парикмахерская, парикмахер, водопровод, водопроводчик, часы, часовщик, милиция, милиционер.
    15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
             В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
       
     Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР