Особенности развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках по предмету "Человек и Мир"

 Связная речь является сложной формой речевой активности. От неё зависит и возможность познания окружающей действительности, и успешность обучения, и развитие личности.Особенно значимой становится данная проблема по отношению к детям с тяжелыми нарушениями речи, потому как становление связной речи у них происходит замедленными темпами и отличается определёнными качественными особенностями. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи связная речь самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе учащиеся, страдающие тяжелыми нарушениями речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Уроки по предмету «Человек и мир» обладают большими дидактическими возможностями для развития связной речи учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На уроках по предмету «Человек и мир» с учащимися с тяжелыми нарушениями речи наряду с образовательными задачами, соответствующими теме урока, всегда реализуется развитие познавательных процессов в целом и развитие речи учащихся в частности. На уроках по предмету «Человек и мир» ведется работа по развитию понимания речи, формированию словарного запаса. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является окружающий мир – все то, что окружает учащихся, их собственный опыт. Информация, полученная на уроках по предмету «Человек и мир» служит основой для устных рассказов и письменных сочинений. 
  На основании этого материала происходит формирование продуктивной устной речи, обучение диалогической и монологической речи. Работа над связной речью может осуществляться в рамках организационного момента, словарной работы, а также при подготовке к изучению новой темы, при изучении нового материала и на этапе его закрепления. Организация работы по развитию связной речи у учащихся младшего школьного возраста на уроках по предмету «Человек и мир» должна быть построена с учетом особенностей речевого развития данной категории учащихся, а также должна быть реализована последовательно и поэтапно. 
  •   Все содержание работы по развитию связной речи может быть представлено в следующих этапах: Подготовительный этап, направленный на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с учителем и между собой в процессе уроков. 
Целью данного этапа выступает повышение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления развернутых высказываний. 

 На данном этапе применяются такие упражнения как:

  •  составление фразы по нескольким предметным картинкам, подбираемым в соответствие с темой урока вначале по трем-четырем, затем – по двум картинкам (например, посмотри на картинки, скажи, что на них изображено. Составь предложение по данным картинкам);
  •  составление предложений по отдельным ситуационным картинкам-действиям в соответствие с темой урока (например, мальчик поливает цветы, девочка собирает яблоки, мама готовит обед). 
 На подготовительном этапе идет обучение составлению фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усвоение лексических и синтаксических средств построения речевых высказываний. На данном этапе у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи.
  Основной этап имеет целью формирование навыков связного высказывания и включает в себя работу по усвоению норм связного высказывания, формирования навыков планирования и составления развернутых высказываний и обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. 
На данном этапе применяются такие упражнения как:
  1.   составление описание объектов и явлений (описание изучаемого животного, растения или сезона) по основным признакам (например: «Расскажи, какая лиса?»); 
  2. составление развернутого описания объектов и явлений (например: «Посмотри на картинку ромашки. Расскажи про ромашку. При составлении рассказа скажи, из каких частей состоит растение, какой они формы, каковы условия произрастания и ухода за данным растений, к какой группе растений можно отнести ромашку, в чем заключается польза ромашки для человека»);
  3.  коллективное составление рассказа (составление рассказа предваряет совместное составление его плана, определение основных структурных частей); 4) составление рассказа по частям (между учащимися распределяются логично законченные части рассказа, предварительно определяется их последовательность). 
 Заключительный этап, имеющий целью закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению. В данном случае учащиеся составляют связные высказывания на основе прошлого опыта восприятия объекта или явления (например: «Вспомните, за чем мы наблюдали на прошлом уроке? Расскажите, какие внешние признаки животного мы наблюдали?» и т.п.). По окончании третьего этапа обучения, дети должны овладеть навыком построения связного высказывания. 
Таким образом, недостаточность развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи требует реализации на уроках по учебным предметам работы над развитием связной речи, направленной на формирование лексического и грамматического базиса речи, формирование навыков планирования, составления лексико-грамматического оформления развернутых высказываний, а также коммуникативных умений и навыков.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР