КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

  Методики развития наглядно-образного мышления 
   Коррекционная работа  представлена в следующих направлениях: закрепление и мысленное преобразование образа, ориентация в пространстве. Эти направления реализовывались в заданиях по типу «нарисуй целое», «волшебные картинки», «нарисуй по сюжету», «отгадай и нарисуй», «из каких это фигур», которые так же закрепляют умение планировать свои действия в уме. 
  Все задания можно давать несколько раз, изменяя предлагаемый стимульный материал.
 Конструкт одного из занятий представлен в приложении 
  Закрепление и мысленное преобразование образа. 



«Нарисуй целое» 
Цель: закрепление образа-представления через воссоздание разрезанной картинки. 
Материалы: разрезная картинка, альбомный лист, карандаши, фломастеры, краски (по желанию). Ход работы: ребёнку предлагаются картинки, разрезанные на 3-4 части. Не складывая и не называя изображение, ребёнок должен нарисовать то, что как он считает изображено. После того как рисунок будет готов, ребёнок складывает части предложенного изображения, сравнивая со своей работой. 
   «Отгадай и нарисуй» Цель: закрепление образа-представления через рисование предмета по загадке. Материалы: загадка, альбомный лист, принадлежности для рисования. 
 Ход работы: педагог произносит загадку. Опираясь на её текст, ребёнок должен нарисовать отгадку, назвать её и описать. 
«Отгадай и вылепи» Цель: закрепление образа-представления через лепку предмета по загадке. Материалы: загадка, пластилин, доска, стеки. Ход работы: педагог произносит загадку. Опираясь на её текст, ребёнок должен вылепить отгадку, назвать её и описать. 
   «Волшебный мешочек» 
Цель: закрепление образа-представления через рисование предмета после тактильного восприятия. Материалы: небольшой мешочек, игрушки или муляжи, альбомный лист, инструменты для рисования Ход работы: ребёнку предлагается ощупать какой-нибудь предмет, находящийся в мешочке, после чего он должен нарисовать его. 
   «Волшебные картинки» 
Цель: формирование умения воссоздавать знакомые образы на основе геометрических фигур. Материалы: карточки, на каждой изображена какая-нибудь геометрическая фигура так, чтобы оставалось ещё свободное место, цветные карандаши или фломастеры. 
 Ход работы: взрослый предлагает ребёнку посмотреть на карточку и назвать изображённую фигуру. После этого он говорит, что эти фигуры необычные и их можно превратить в настоящие картинки, стоит лишь дорисовать несколько частей. Если ребёнок затрудняется в выполнении задания, можно показать ему пример. Так же можно разложить в помещении вещи, опираясь на которые, ребёнок мог бы выполнить задание. Наборы карточек можно выдавать с разными или одинаковыми геометрическими фигурами.  Закрепление и мысленное преобразование образа; ориентация в пространстве. 
  «Нарисуй по сюжету» 
 Цель: формирование умения воссоздавать заданный сюжет в рисунке. Материалы: стихотворение, маленький по объёму рассказ или сказка, альбомный, принадлежности для рисования. Ход работы: взрослый читает ребёнку текст, после чего предлагает ему нарисовать иллюстрацию, опираясь на только что прочитанное. Необходимо точно повторить одну из описанных сцен. Взрослый может напоминать ребёнку детали сцены. Это задание можно выполнять и в подгруппе, в этом случае каждому ребёнку предлагается нарисовать свою сцену, после чего рисунки выкладываются по порядку и сшиваются взрослым в книгу. 
  «Из чего состоит» 
 Цель: формировать умение преобразовывать образ в схему посредством плоскостных геометрических фигур. Материалы: предметное изображение, цветная бумага или картон, клей, ножницы, набор геометрических фигур. 
Ход работы: взрослый предлагает рассмотреть изображение, после чего представить его в виде схемы (расчленить на геометрические фигуры) и таким образом сделать аппликацию. Если дети затрудняются с выполнением этого задания, можно выдать трафареты геометрических фигур или показать образец, после чего дети самостоятельно выполняют работу.


   Наглядно-образное мышление представляется как оперирование в уме имеющимися образами-представлениями, полученными в процессе взаимодействия с внешним миром. У детей с ЗПР эта система нарушена, в первую очередь из-за недостатка познавательной мотивации. Это отражается в несформированности образов-представлений, трудностях применения имеющегося жизненного опыта, полученного при взаимодействии с тем или иным объектом, трудностях понимания предложенного задания, недостатках речевого развития и игровой деятельности.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР