Изучение особенностей познавательной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.


  Познавательная деятельность – это сознательная деятельность субъекта (учащегося), направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью ведущая деятельность – учебная, развитие которой обуславливает основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности. Поэтому развитие познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью можно рассматривать как одну из детерминант их социализации. 
 Главная задача познавательного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью – формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных практических и умственных задач. Вместе с тем данной категории детей свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений, трудности выполнения практико-ориентированных действий, предопределяющие специфику развития познавательной деятельности и требующие ведения целенаправленной работы по формированию способов познавательной деятельности. 

  Рассмотрим важнейшие компоненты познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Восприятие – это отражение предметов или явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств . Отмечают, что у младших школьников с интеллектуальными нарушениями восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует много времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. 

  Внимание – важный компонент деятельности человека, требующей сосредоточенности и организованности. Вместе с тем внимание – это один из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности индивида. Ряд авторов (Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, Д. Н. Исаев) считает, что внимание умственно отсталых детей обладает рассеянностью, недостаточными переключаемостью и распределяемостью, неустойчивостью. Это обусловлено быстрой истощаемостью психических процессов. Патогенное влияние на формирование у детей с психическим недоразвитием активного внимания оказывают слабость ориентировочной реакции и недостаточная познавательная активность. Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить нужную информацию. Память детей, с интеллектуальными нарушениями характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения и воспроизведения. Особенно затруднено запоминание. То, что удерживается механической памятью, быстро забывается. Это касается словесного материала так и движений, которые требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал мало эффективно. 

   Мышление – психический процесс, в котором образ действительности формируется обобщенно и опосредованно, а его информационное содержание отражает его свойства и многообразные системные связи. Мышление у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется: слабостью обобщения, плохим усвоением правил и общих понятий, неумение абстрагироваться от конкретных деталей, что необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений, затруднение переключения с одной мысли на другую, замедленности интеллектуальных процессов. 

   Речь у детей, с интеллектуальными нарушениями характеризуется нарушением значения слова (семантические нарушения) – разрыв звукоформы и их внутренних связей; отсутствие валентностей слов (способности слов к семантическим и грамматическим сочетаниям в предложениях); слова, употребляемые детьми, имеют многочисленные связи, а в сознании детей, с интеллектуальными нарушениями, слова оказываются обособленными друг от друга, не связанную в единую семантическую сеть; ограниченность словарного запаса; несовершенство грамматического строя речи (аграмматизмы) . Все эти особенности психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая, несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей . Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных процессов умственно отсталых школьников.

 Недоразвитие психических процессов, нарушения высшей нервной деятельности являются причиной ряда специфических особенностей личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью. Учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризует примитивность интересов, ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со взрослыми и сверстниками. Все представленные особенности психической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (внутриутробные, во время родов, постнатальные, генетические). Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. воздействии в условиях специальных учреждений. Таким образом, особенности познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями проявляются и в особенности их речи, которая характеризуется бедностью содержания, недостаточной развернутостью, фрагментарностью. Под влиянием специально организованного обучения речь учащихся с интеллектуальной недостаточностью детей улучшается, что позволяет, говорит о наличии положительной динамики в развитии познавательной деятельности. Коррекционная работа по развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью нацелена на мобилизацию их психических и физических ресурсов, стабилизацию образа жизни.
  Коррекционно-педагогическую работу по развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью необходимо строить на основе следующих дидактических принципов: – обучение на основе наглядной и практической деятельности с реальными предметами, обеспечивающее развитие детей с интеллектуальной недостаточностью; – доступность обучения (не отождествляется с его легкостью), предполагающая преодоление учащимися с интеллектуальной недостаточностью возникающих трудностей, выбор такого уровня трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей учащихся данной категории; – индивидуальный и дифференцированный подход, учитывающий большую вариативность индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а также выбор методов и приемов обучения в соотнесении с индивидуальными особенностями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы; – практическая направленность обучения, способствующая развитию познавательных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, практического интеллекта; – коррекционно-развивающее обучение, ориентирующееся на «зону ближайшего развития» учащегося с интеллектуальной недостаточностью и обеспечивающее ему личностное развитие. 
   Теоретическое изучение указанной выше научной проблемы позволило определить следующие задачи коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью: – актуализация у учащихся с интеллектуальной недостаточностью представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; – развитие различных видов восприятия (зрительного, обонятельного, вкусового, слухового, температурного, тактильного) и его свойств (избирательности и предметности, апперцепции и осмысленности, константности и целостности), способствующих проявлению активности, необходимой для получения специфических характеристик того или иного предмета, формированию целостности образов предметов; – развитие статических и локомоторных функций, направленное на улучшение координации, точности и темпа движения, возможности быстрого переключения движения для овладения учебными, трудовыми и бытовыми умениями и навыками.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Формирование правильной речи у детей с ТНР в условиях усвоения слоговой структуры слова

Развитие коммуникации через игру у учащихся с ОПФР